RSS

Что делать, когда случается Апокалипсис, или Как жители САО писали «Тотальный диктант»

14:30 21.04.2015

«Тотальный диктант» собрал на площадках Северного округа более тысячи москвичей, решившихся проверить и освежить свои знания русского языка. В этом году умникам и умницам предстояло постигать тонкости пунктуации и орфографии на примере произведения известного писателя Евгения Водолазкина, ставшего автором текста диктанта.

тотальный диктант

Всего 282 слова и почти три десятка запятых, чуть менее часа и оценка по классической пятибалльной шкале. Условия задачи – не сложнее, чем в школе, вот только уровень ответственности другой: большинство участников акции – уже не школьники и даже не студенты, потому у многих знания русского языка успели запылиться. «Это мой первый диктант за одиннадцать лет, – рассказывает журналистка Екатерина, решившаяся написать «Тотальный диктант» на площадке Высшей школы экономики в Кочновском проезде. – Все тексты уже давно набираются на компьютере, в «Ворде», куда встроены подсказки по пунктуации и орфографии, так что многие ошибки и опечатки программа правит автоматически, поэтому потребность припоминать правила как таковая отсутствует». Впрочем, как признается Екатерина, далеко не всегда компьютер осознает контекст, машина остается машиной. «Иногда случаются казусы, программа без твоего ведома исправляет правильное на неправильное, а порой система и вовсе не знает какие-то слова, поэтому без реальных знаний никак не обойтись, и подобные «Тотальному диктанту» акции очень помогают их освежить, а главное – дают возможность реально оценить свой уровень, увидеть слабые стороны, а значит и предпринять что-то для исправления ситуации».

На площадке в Высшей школы экономике в Кочновском проезде тест на грамотность решились сдать порядка двухсот «школьников». Кстати, из них не больше десятка принимали участие в акции и ранее. По скромному признанию бывалых студентов, пройти этот тест на грамотность снова они решились из-за неудачного результата предыдущего, это для них своего рода работа над ошибками.

Средний возраст студентов «урожая» этого года – 25-30 лет, однако экзаменовались и люди постарше. Например, 40-летняя Елена окончила школу в начале девяностых. По ее словам, с тех пор русский язык значительно изменился, поэтому участие в «Тотальном диктанте» для нее возможность оценить – поспевает она за динамично развивающимся великим и могучим или нет. «Младшая сестра периодически просвещает меня на тему современных правил, хочу узнать, как это работает на практике», – говорит Елена.

Как и в школьные годы, многие участники акции с волнением ожидали начала диктанта и на всякий случай уточняли: прочтут ли сначала текст целиком, сколько раз будут повторяться предложения и обязательна ли красная строка. Чтобы разрядить атмосферу, организаторы подготовили для участников акции очередной спецвыпуск «Хобостей», где был представлен репортаж о бедственном положении мягких знаков, страдающих от неверного написания слов «нравится/нравиться»; несчастных буквах «о», находящихся в плену у несуществующего слова «симпотичный» и об отчаявшихся россиянах, которые упорно ищут «горящие туры в Тайланд», не подозревая, что такой страны нет.

По оценкам участников акции, диктант оказался вовсе не таким сложным, как они предполагали, однако трудности русского языка все же давали о себе знать. Так, немало заминок вызвало написание слов «кованый», «огненно-рыжий», «вполголовы» и «врассыпную». А самым сложным для большинства оказался вопрос оформления слова «скачок», которое требовалось заключить в кавычки. Вопрос, как – с прописной или строчной – писать «апокалипсис» также выбил из колеи сотни участников. Как отметили эксперты, у автора текста диктанта Евгения Водолазкина в тексте данное слово пишется с большой буквы. Однако в этой ситуации возможно двоякое понимание текста пишущим и, следовательно, двоякое написание, поэтому экспертная комиссия «Тотального диктанта» приняла решение считать допустимыми оба варианта: ни один из них не будет засчитываться за ошибку.

В целом же, вопросов по орфографии в ходе диктанта возникло не очень много, чего нельзя сказать о пунктуации. «Причастные и деепричастные обороты, однородные члены предложения – это все «цветочки», – говорит еще один «студент» Ярослав, признающийся, что знаки препинания доставили ему очень много хлопот. – Встречались очень сложные конструкции, где напрашивались и точки с запятой, и кавычки, и скобки – это уже ювелирные знаки, в которых я, увы, не так силен, как хотелось бы».

После диктанта большинство участников принялись перечитывать свои творения, заглядывая через плечо соседям. Уже через пару часов, когда на сайте появился текст диктанта, экзаменующиеся начали сверяться с оригиналом и выставлять себе первые оценки, поскольку финальные результаты станут известны чуть позднее.

«Я морально готова к тройке, – говорит Екатерина, сдавшая свой экзаменационный листок. – С запятыми напортачила так, что мама не горюй! Но, честно говоря, все равно очень рада, что написала диктант: например, теперь я уверена в том, что с орфографией у меня все в порядке, а вот с запятыми…придется почитать учебники и «залезть» в «Грамоту» (справочно-информационный портал. – Примеч. ред.)».

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати